Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Исторические и мифологические...
Исторические темы иллюстраци...
ЗАДАНИЕ
Ознакомься с теоретическим материалом.
Рассмотри картины известных художников, прочитай к ним описание и ответь на вопросы:
- какие основные характеристики картины?
- какое событие показано на картине?
- назови главных героев картины или что является композиционным центром картины.
- что удивило в картине?
Описание картины "Богатыри. (Три богатыря)" Васнецова, 1898
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов
- Выставлена в музее: Третьяковская галерея
- Год: 1898
- Холст, масло. 295х446 см.
Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства.
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см. Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Картина "Царь Иван Васильевич Грозный", Васнецов, 1897
Автор: Виктор Михайлович Васнецов
- Выставлена в музее: Третьяковская галерея
- Год: 1897
- Холст, масло. 247х132
Царь, для убежденного монархиста Васнецова, фигура священная, помазанник Божий, Государь-благодетель. Поэтому, судить о соответствии портрета историческим реалиям нет смысла. Но какова фантазия!
Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.
Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного - это оружие. Этот жезл прервал жизнь наследника престола, проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае - только жезл... В другой руке Ивана Васильевича - четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.
Притихла зимняя Москва за окном дворца - испуганная, присмиревшая.
Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы - византийского двуглавого орла. Символично. Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой...
После побоища Игоря Святославича с половцами, Васнецов, 1880
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов
- Выставлена в музее: Третьяковская галерея
- Год: 1880
- Холст, масло. 205х390
Исход страшной битвы с половцами - сюжет картины Васнецова. Новыми хозяевами степей от Рязани до предгорий Карпат со второй половины XI века становятся половцы. С этого времени разворачивается титаническая русско-половецкая борьба. Небывалая по своим масштабам, она растянулась на полтора столетия и оказала существенное влияние на судьбы Древнерусского государства.
Поле на картине усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.
Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.
Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.
Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди - это смерть, то природа вокруг полна жизни.
Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей. Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа. Васнецов - романтик, поэт в живописи - сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства
Вход в Севастопольскую бухту, Айвазовский,1852
- Автор: Айвазовский
- Выставлена в музее: Картинная галерея Айвазовского
- Год: 1852
- Холст, масло. 28,2х39,3
На живописном полотне "Вход в Севастопольскую бухту" Айвазовского изображён тот исторический момент, когда фрегат Николая I входил в бухту с целью высочайшей инспекции Севастополя и всего Черноморского флота.
Искусно выстроена композиция: море будто соперничает с абсолютно ясным небом, которое заволакивают клубы дыма – это салютуют пушки, приветствуя двухмачтовый корабль с императорским штандартом, оставляющий за собой подчёркнуто ровный, при параде стоящий, след на тихой и спокойной морской глади.
На картине слева видна Константиновская батарея, а справа – Александровская. Утреннее солнце еле-еле пробивается сквозь дымовую завесу, поднятую парадными залпами береговых и корабельных орудий.
Кажется, будто сама картина подсвечена с обратной стороны – от белого солнечного пятна расходятся ярко жёлтые, почти лимонного цвета круги, а дым приобретает расцветку экзотических растений, казалось бы, специально распустившихся в этот день в честь знаменательного события.
И. К. Айвазовский «Чесменский бой»
1848г., Холст, масло, 220x188 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
Чесменское сражение – один из самых важных эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В течение ночи российские корабли смогли «запереть» в Чесменской бухте и уничтожить большую часть турецкого флота.
И. К. Айвазовский не был участником грандиозного Чесменского сражения, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, однако на своем полотне он убедительно запечатлел картину морской битвы.
Полотно «Чесменский бой» написано художником в 1848 году и относится к раннему периоду творчества великого мариниста.
«Чесменский бой» - батальное полотно, пронизанное драматизмом. На переднем плане – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине Чесменской бухты – погибающие от взрывов турецкие корабли. Мы видим, как они горят и тонут – разлетаются обломки мачт, бушует пламя огня, озаряя темную ночь трагическим светом.
Турецкие моряки, чудом уцелевшие после взрыва, хватаются за обломки деревянного корабля, пытаясь удержаться на воде, и взывают о помощи. Поднимаясь вверх, сизый дым пожара смешивается с облаками. Смешение стихии огня, воды и воздуха напоминает какой-то адский фейерверк. Сверху несколько отрешенно смотрит на все, что происходит, луна.
Несмотря на жестокость происходящего, картина «Чесменский бой» производит мажорное впечатление. Видно, что сам живописец в процессе создания полотна переживал чувство радостного волнения, упоения блестящей победой, одержанной русскими моряками. Картина отличается виртуозной техникой, мастерством и смелостью исполнения.
Картина «Чесменский бой» И. К. Айвазовского относится к числу полотен, прославляющих одну из самых славных страниц в истории российского флота.
В. В. Верещагин «Победители»
- Год создания1878—1879
- Материал Холст, масло
- Размер180 x 301
- Киевский национальный музей русского искусства
Балканский цикл картин В.В.Верещагина посвящен русско-турецкой войне 1878-1879 гг., в которой художник принимал непосредственное участие. Одна из самых известных картин цикла – «Победители» - написана в 1878-1879 гг.
Картина посвящена событиям, которые имели место под Телишем, где по вине командующих был уничтожен почти весь полк русских солдат. Картина «Победители» - об «изнанке войны», о суровой правде, которая обычно тщательно скрывается теми, по чьей вине гибнут люди.
На полотне мы не увидим шумящих знамен, поднесения трофеев, торжественных шествий и стремительно несущихся эскадронов. Мы не найдем ничего, что рассказывает о «парадной» стороне войны. Перед нами только неприкрытая действительность, суровая правда жизни. Мы видим поле, сплошь покрытое трупами солдат. Верещагин изображает безобразный «маскарад» - после окончания сражения турки-победители переоделись прямо на месте битвы в мундиры погибших русских воинов.
Мастерство Верещагина, как художника-баталиста, в картине «Победители» неоспоримо. Благодаря точному рисунку, ясной композиции и сдержанным краскам художник добивается непринужденности и естественности исполнения. В этом полотне Верещагин ушел от чрезмерного внимания к деталям, которое наблюдалось в ранних его работах.
Картина «Победители» представила войну со всей ее суровой правдой. С болью и горечью говоря об огромных людских жертвах, художник бросает прямой вызов официальной пропаганде. Он громко заявляет о фатальных просчетах командования, за которые русским солдатам пришлось слишком дорого заплатить.
В. Е. Маковский «Крах банка»
1881 г. Масло, холст. 68,2 x 104,2 см Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Маковский был талантливым живописцем, зорко всматривающимся в окружающую действительность. Среди самых известных полотен художника – картина «Крах банка», написанная в 1881 году.
Она повествует о трагическом факте, имевшем место в середине 1870-х гг., - разорении частного московского Ссудного банка. Жертвами коммерческих махинаций стали в основном представители среднего класса.
Своим произведением В.Маковский выразил сочувствие и сострадание обманутым людям. Сразу после написания полотно В. Маковского было приобретено в коллекцию Третьяковской галереи.
Художник показал переживания тех, кто доверил потерпевшему крах банку свои последние сбережения. Психологически достоверно показал В. Маковский изумленные и возмущенные лица людей. Перед нами – целая галерея типов и характеров.
Мы видим пожилую женщину, упавшую в обморок, богатую барыню, взволнованно хватающую за руку жандарма, растерянного купца. Люди беспомощны перед несчастьем, многие из них до сих пор до конца не верят в то, что произошло. И только один - делец, причастный к бесчестным махинациям банка, – радостно потирает руки, предвкушая солидный куш.
В картине «Крах банка» В.Маковский выступил не только как знаток современной жизни, но и как вдумчивый психолог. Именно поэтому это произведение и сейчас кажется очень современным.
К. Е. Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам»
Холст, масло. Одноименный вариант картины находится в Нижегородском государственном художественном музее
Картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» - одно из самых знаменитых патриотических произведений России.
Крупномасштабное полотно, общая площадь которого составляет более 40 квадратных метров, было закончено в 1896 году и впервые показано на выставке в Нижнем Новгороде. В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.
На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.
Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу. Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Через образы отдельных персонажей К. Маковский ярко изображает эмоциональную приподнятость, возбуждение народа.
Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» получила неоднозначные оценки современников, да и сегодня вокруг этого произведения не утихают споры. Конечно, неустойчивость мировоззренческих взглядов художника видна невооруженным глазом.
С другой стороны, в картине К. Маковского явно чувствуется дыхание истории. Это настоящее эпическое произведение, в котором передана массовость и размах освободительного движения в России, это настоящая поэма во славу величия русского народа.
Иван Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»
1892г, холст, масло, 212 x 339 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
Известный российский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский автор множества полотен, на которых главными персонажами выступают огромные и величавые парусники, много моря и бескрайнего неба. Картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями написана художником в 1892 году, спустя много лет после событий изображенных на картине.
Передний план полотна занимает пенящееся море, волны недостаточно большие для того, чтобы можно было говорить о буре, но и не слишком маленькие для штиля. В центре картины большое русское парусное судно под названием «Меркурий». В 1829 году «Меркурий» имевший в своем распоряжении 18 пушек и небольшую по численности команду вышел из порта в патруль по проливу Босфор.
Поскольку ветер был слабым, корабль передвигался крайне медленно и был замечен двумя скоростными турецкими кораблями, на борту у которых было не менее 200 пушек и большое количество людских ресурсов на случай абордажа. Сцену поимки русского судна в ловушку и обмена первыми выстрелами и запечатлел на своей картине художник. Два турецких корабля приготовились к легкой победе, которую сулит им положение русского судна, застрявшего и зажатого между ними.
Белые паруса кораблей, пушечные выстрелы, взволнованное море, внезапно сгустившиеся облака, сквозь которые проглядывается голубое небо – все это придает картине необъяснимого колорита, свойственного исключительно полотнам Айвазовского.
В тот день 14 мая 1829 года русский корабль выиграл бой, поочередно потопив суда противника и потеряв всего лишь 4 человек команды, но критики утверждают, что положение судна, придуманное художником, не может соответствовать истине, так как выиграть бой в нем практически невозможно. Впрочем, для красивой картины, несущей в себе героическую идею многое неважно, главное — сокрушительная победа русского духа.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
1830-1833. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Поездка молодого русского художника Карла Брюллова в Италию в 1827 году стала значимой не только для самого мастера, но и для всей мировой живописи. Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи».
Картина создавалась в течение 3-х лет. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения. И наконец, его замысел был воплощён. В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти.
Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.
Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.
В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.
На втором плане слева Брюллов рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.
На переднем плане холста изображена лежащая на земле женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.
В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории.
Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
1889-1890. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Нестеров часто выполнял церковные росписи. До советского периода религиозные картины были важной частью его творчества.
Нестеров написал цикл картин, посвященные жизни преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский, в Варфоломейском мире, был основателем Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом посаде, а также являлся его игуменом. Русские религиозные философы считали Троице-Сергиев монастырь, местом средоточия русской духовности.
Лучшей работой, которая была посвящена выдающемуся деятелю православной церкви, была признана картина "Видение отроку Варфоломею". Фигурку молодого пастушка Нестеров писал с натуры. Ему позировала девочка из деревни Комякино.
Когда художник увидел девчушку лет 9, короткостриженную, с большими, удивленными, голубыми глазами, немного болезненного вида, он сразу понял, что это находка для его отрока Варфоломея. Также в деревне Абрамцеве, Нестеров нарисовал пейзаж для своей картины.
Создавая облик чудесного видения, художник стремился передать как можно больше исторической подлинности. Другими словами создать такой образ, который бы воспринимался как реальный герой, настоящий отрок Варфоломей. И у него это получилось благодаря ландшафту и убедительной фигурки отрока.
В самом пейзаже нет ничего таинственного. На дальнем плане можно даже увидеть огород с капустой. Фигурка монаха максимально приближенна к стволу старого дуба, для того чтобы сосредоточить все наше внимание на мальчике. По выражению лица и благоговейной позы можно понять, что в душе юноши происходит чудо.
И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии»
1881–1883, холст, масло, 175 х 280 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Центральное место в творчестве И. Е. Репина занимает полотно «Крестный ход в Курской губернии». Картина была написана в 1880-1883 гг. Народная тема, поднятая художником в «Бурлаках», получила в здесь свое широкое развитие.
Репин показывает на полотне красочную процессию крестного хода, во время которого «чудотворную» икону несли туда, где по сказанию, она когда-то явилась верующим. Но Репин не просто показывает пеструю религиозную процессию – он использует данный сюжет как возможность показать русскую сельскую жизнь и изобразить то огромное множество типов и характеров, которые он наблюдал в русской провинции.
В том, как художник рисует привилегированную часть процессии, видны обличительные интонации. На лицах купцов, помещиков, кулаков, мещан – выражение важности, собственной значительности, притворного благочестия и высокомерия, граничащего с чванством. Рядом – заискивающие перед «хозяевами жизни» представители духовенства, которым на самом-то деле мало дела до «чудотворной». Все эти «избранные» лица охраняются кордоном из жандармов и полицейских.
Нищая братия – странники, богомольцы, крестьяне-бедняки – оттеснены к обочине дороги. Во главе толпы народа – трое крестьян, несущих фонарь. В других образах, представляющих народ, - смиренность, покорность, забитость.
Из этой толпы хромой горбун вдруг вырывается навстречу «чудотворной». Воодушевленный верой в исцеление, он не замечает старосты, который пытается оттолкнуть его палкой. И образ горбуна, и многие другие народные образы из потока богомольцев написаны автором с огромной теплотой и симпатией.
Картина «Крестный ход в Курской губернии» - настоящая энциклопедия жизни пореформенной России. Этот первый в русской живописи опыт глубочайшего художественного обобщения был с восторгом воспринят прогрессивной общественностью России.
Описание картины И. Е. Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану»
1878-1891. Русский музей, Санкт-Петербург.
Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.
Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры…
В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса!
Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества.
В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.
Описание картины В. В. Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут»
1871 год. Холст, масло, 100х161 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Как известно, В. В. Верещагин был приглашен в Туркестан, где шли военные действия, как художник, для создания художественной хроники военных действий. При этом Верещагин был не только свидетелем войны в Туркестане, но и ее участником. За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден Георгиевским крестом.
Событиям, свидетелем которых Верещагин стал в Туркестане, он посвятил целую серию картин. Одна из самых известных картин - «У крепостной стены. Пусть войдут» - создана в 1871 году.
Героями полотна «У крепостной стены. Пусть войдут» являются простые русские солдаты. На полотне мы видим эпизод обороны Самаркандской крепости русскими солдатами. Стена крепости кое-где обвалилась. Русские воины находятся в ожидании отряда неприятеля. Вот-вот на гребне крепости покажутся первые смельчаки из неприятельского войска.
Как известно из истории, численность осаждавших крепость была в несколько раз выше, чем численность защитников крепости. Поэтому в таком напряжении находятся русские солдаты. Мысли о смерти, о неизбежности поражения, конечно, приходят в голову каждому. Но никто из них и не думает сдаваться. Их лица суровы, в позах видна твердая решимость бороться и дать отпор.
Верещагин отлично владеет техникой письма. Насыщенными, звучными красками он рисует ясный солнечный день, зной воздуха, синь южного неба, бескрайнюю степь, сложную архитектуру полуразрушенной крепостной стены и древних построек Самарканда.
В своем масштабном полотне «У крепостной стены. Пусть войдут» баталист Верещагин снова развивает идею о жестокости феодальных правителей и героизме русских солдат.