Главная » Статьи » Мои статьи |
В настоящее время актуально использование метода проектов в образовательной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую выполняют в течение определенного отрезка времени. Но для того, чтобы учащиеся легко справлялись с данной деятельностью, им нужно дать, своего рода, алгоритм выполнения работы. Структура проектов в основном стандартная, с небольшими вариациями, ведь это творческая работа. И каждый руководитель находит свои подходы к ней. Мы определили свою логику работы в данном направлении, которую представляем в статье. Это наш личный подход, но практика показала, что ребятам этот алгоритм понятен и работа продвигается без особых затруднений. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется по единым требованиям. Он содержит название образовательного учреждения, тему работы, сведения об авторе, сведения о руководителе, наименование населенного пункта, год выполнения работы. ВВЕДЕНИЕ начинается со вступительного слова, которое включает:
Во вступительном слове приветствуется применение ссылок на законы, статьи, цитаты известных личностей. Из проблемной ситуации формулируется проблема - это противоречие между идеальной и реальной ситуациями (я хочу, но что-то мне мешает). Из каждой проблемы есть выход. В проекте их называют пути решения проблемы. Как правило, указывается не менее двух путей. Далее нужно определить актуальность исследования – это выявление значимости, важности, приоритетности данной темы среди других тем. Нужно доказать, что проект БУДЕТ ПОЛЕЗЕН не только мне. Объект исследования - это общий вопрос, касающийся темы проекта, то, что будет взято для изучения и исследования (ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ?). Предмет исследования — это отдельная сторона объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (ЧТО ИЗУЧАЕТСЯ?). Более доступно можно объяснить ребятам это так: например, человек - это объект исследования, его внутренние органы - это легкие, сердце, печень и т.д. - все это предметы исследования. Часть чего-то целого - это предмет исследования. Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге своей работы. Мы даем обучающимся такую схему: цель состоит из идеальной ситуации из проблемы плюс один путь решения проблемы. Цель формулируется в виде приказа самому себе и начинается с глагола (н-р: изучить, исследовать, выявить, систематизировать и т.д.). Гипотеза формулируется для исследовательских работ. Это предположение, которое может быть или подтверждено, или опровергнуто. Для формулировки гипотезы можно использовать слова: предположим, допустим и т.д. Мы предлагаем ребятам такую схему работы над гипотезой:
Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» Задач не должно быть больше четырех. В первой задаче идет указание на работу с ИСТОЧНИКАМИ (рассматривается объект исследования). Во второй задаче рассматривается предмет исследования. В третьей задаче чаще всего планируется использование таких методов исследования как опрос, наблюдение, эксперимент, анализ. Четвертая задача включает в себя указание на продукт проектной деятельности (это что-либо материальное - брошюра, статья, журнал, буклет, презентация, макет и т.д.). В некоторых работах следует указать хронологические рамки, если есть четкое ограничение во времени, н-р, если изучаются основные сражения Великой Отечественной войны, то это 1941-1945 годы. Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Чаще всего используются методы опроса, наблюдения, эксперимента, метод теоретического анализа, метод изучения литературы, математический и статистический методы. Новизна исследовательской работы - здесь нужно показать, чем ваша работа отличается от подобных. Отличаться она может результатами опроса или эксперимента, проведенного в рамках работы. Также систематизации определенного материала, выявления или обнародования новой, ранее не известной информации. Составления графика работы всегда приветствуется. Здесь указываются этапы работы над проектом и его предполагаемые сроки. В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ материал формулируется в виде глав. Чаще всего в первой главе помещается теоретический материал (это решение первой и второй задач). Вторая глава - это результаты практической работы (систематизация материала, результаты опросов, экспериментов и т.д.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это важная часть проекта. В заключении должны быть точно сформулированы выводы по всей работе. Нужно указать достигнута ли была цель работы. Каким образом проходила работа (перечисление задач, как уже реализованных, и небольшие выводы по каждой). Описать, подтвердилась или была опровергнута поставленная гипотеза. Высказать личные открытия, произошедшие во время работы. И обязательно указать, как может в дальнейшем развиваться данная тема. При составлении СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и оформления ПРИЛОЖЕНИЯ, как правило, вопросов не возникает.
Список литературы: 1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с. | |
Просмотров: 418 | |
Всего комментариев: 0 | |