Главная » Статьи » Мои статьи |
Опыт социального проектирования в сельской школе. Проектная деятельность все прочнее укрепляет свои позиции в системе образования. В школах Самарской области обязательным учебным предметом федерального компонента является Основы проектирования в 10-11 классах и обязательным учебным предметом регионального компонента – Основы проектной деятельности в 5-9 классах. Метод проектов используют на всех ступенях образования. Дошкольники с родителями знакомятся с основами проектной деятельности и защищают совместные проекты. Учащиеся начальных классов сами пытаются находить проблему и решать ее. В среднем звене метод проектов используют на уроках. А старшеклассники решают уже более глобальные проблемы, значимые для социума. Я хочу рассказать о социальном проекте «Акция «Молодежь - дошколятам», который мы реализовали с учащимися одиннадцатых классов ГБОУ СОШ с.Исаклы. На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии и соответствующего учебного заведения. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана школа как один из важнейших социальных институтов. В нашей школе работа по профориентации проводится систематически. Ежемесячно проходят мероприятия по трудовому воспитанию и профориентационной деятельности. Ежегодно в сентябре месяце проходит "Неделя труда и профориентации". 5 октября каждого годы старшеклассники осуществляют профессиональную пробу в качестве учителей. В течение года функционируют предпрофильные и профильные курсы. Данные мероприятия помогают выпускнику определиться с выбором профессии. Но профориентационной работы, направленной на изучение специфики работы воспитателя, мы не выявили. Нас заинтересовала профессия именно воспитателя, потому что на данный момент стоит остро вопрос о подготовке дипломированных специалистов дошкольных учреждений. Эта тема активно рассматривается государством в программе модернизации системы образования. К 2020 году планируется увеличить охват детей услугами дошкольного образования и увеличить число мест для детей в дошкольных учреждениях. Строятся и восстанавливаются здания под детские сады. Программой предусматривается увеличение доли молодых специалистов и их активная поддержка. Кроме того заработная плата воспитателей будет постоянно увеличиваться. Все это говорит о том, что потребность в воспитателях дошкольного учреждения будет расти. Из беседы с одиннадцатиклассниками на тему "Кто такой воспитатель" выяснилось, что большинство считает воспитателя человеком, который только следит за детьми. Такое одностороннее мнение о деятельности воспитателя сложилось, видимо, потому что более 50% учащихся 11-х классов ГБОУ СОШ с.Исаклы вообще не посещали детские сады, или посещали их очень недолго. Здесь назрела проблема: учащиеся 11-х классов о профессии воспитателя дошкольного учреждения имеют поверхностные знания. Они не имеют представления о морально-этической основе этой профессии, о практической деятельности воспитателя. Поэтому при выборе профессии недостаток этих знаний не способствует выбору выпускниками тех учебных заведений, где готовят таких специалистов. А дошкольным учреждениям очень нужны именно подготовленные педагогические кадры, особенно сейчас, когда идет процесс модернизации системы образования. Было решено подробнее узнать о профессии воспитателя. Как это можно сделать? Можно сходить в детский сад - побеседовать с воспитателями. Можно изучить специальную литературу. А можно "примерить" на себя роль воспитателя. Из уроков технологии, предпрофильных и профильных курсов известно, что непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии можно организовать через профессиональную пробу, в процессе которой человек получает опыт работы по выбору, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Учащиеся решили попробовать себя в роли воспитателей и организаторов детских мероприятий. Возможно, после проведения профессиональной пробы будет больше желающих посвятить себя работе с дошкольниками. Цель проекта: организовать профессиональную пробу учащихся одиннадцатых классов в качестве воспитателя через проведение комплекса воспитательно-познавательных мероприятий для детей СП "Аленушка" ГБОУ СОШ с.Исаклы. Задачи:
Для реализации проекта необходимо было узнать, какие мероприятия можно провести с детьми детского сада «Алёнушка» в соответствии с планом воспитательной работы. Для этого было составлено письмо-запрос заведующей детского сада. Из письма-ответа мы узнали, что в детском саду можно провести следующие мероприятия:
В свою очередь учащиеся 11-х классов предложили провести:
Проведение всех мероприятий было решено объединить под общим названием "Акция "Молодежь - дошколятам". Учащихся одиннадцатых классов можно отнести к молодежи на основании Закона Самарской области от 14 декабря 2010 года №147-ГД «О молодежи и молодежной политике в Самарской области», где указывается, что к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет. Чтобы сделать акцию более интересной и примечательной, были придуманы атрибуты - мыльные пузыри, которые дети будут ловить и лопать на каждом мероприятии. А так же песню "Динь-динь, детский сад", которая будет звучать на всех мероприятиях нашей акции. После проведения мероприятий в детском саду «Аленушка» в рамках акции «Молодежь - дошколятам» цель проекта была достигнута - была организована профессиональная проба учащихся одиннадцатых классов в качестве воспитателя через проведение комплекса воспитательно-познавательных мероприятий для детей СП "Аленушка" ГБОУ СОШ с.Исаклы. Учащиеся проявили готовность к решению проблем, самообразованию, социальному взаимодействию, приобрели опыт участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально-значимом проекте. Их инициативу оценили компетентные люди и дали хорошую оценку проекту. Деятельность учащейся молодежи освещена в ленте новостей на официальном сайте ГБОУ СОШ с.Исаклы. В ближайшем будущем выйдет статья в газете «Исаклинские вести» об одном из мероприятий в рамках акции «Молодежь - дошколятам» Продуктом проекта является сборник сценариев воспитательно-познавательных мероприятий. Гипотеза, что после проведения профессиональной пробы будет больше желающих посвятить себя работе с дошкольниками, подтвердилась. Из бесед и из проведенного анкетирования выяснилось, что появились желающие связать свою профессиональную деятельность с воспитанием детей - дошкольников. Больше стало ответов «Не определился с выбором профессии» – это свидетельствует о том, что ребята более серьезно стали относиться к выбору профессии, задумались, и может ближе к концу учебного года выберут профессию, связанную с дошкольным образованием. А кто-то для себя сделал вывод, что работа с маленькими детьми - это не его профиль, и это тоже хорошо. Выпускники уже не будут рассматривать вариант выбора профессии в сфере дошкольного образования, и, мы надеемся, не сделают ошибок.
Здесь приведен материал по основным этапам социального проекта. В ходе реализации проекта учащимися были проведены также исследования:
Одиннадцатиклассники беседовали с компетентными людьми, отправляли письма-запросы. Анализировали нормативные документы, источники СМИ, проводили финансовые подсчеты проекта. Учащиеся сами делали наглядности и подбирали материалы к мероприятиям. В целом, можно сказать, что проект реализован удачно. Всем одиннадцатиклассникам понравился процесс организации и проведении акции «Молодежь - дошколятам». В ходе профессиональной пробы в качестве воспитателя ребята попутно опробовали себя в качестве социолога, артиста, художника–оформителя, кукловода, певца, экскурсовода, а детям подарили фейерверк положительных эмоций, которые останутся в их памяти надолго. | |
Просмотров: 769 | |
Всего комментариев: 0 | |